Мероприятия
Итоги Всероссийского конкурса "Моя страна- моя Россия" 2024
Сегодня подвели итоги XXI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» | Объявление победителей до 18 лет
В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов ХХI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия» президентской платформы «Россия — страна возможностей».
Ученица 10 класса ГБОУ «СОШ№2 с.п.Плиево» Рустамова Шахризада Шахин-Кызы заняла призовое третье место в номинации «Моя многонациональная Россия» с проектной работой "Вдохновение из Джейраха: Искусство войлока", Основная идея проекта "Вдохновение из Джейраха: Искусство войлока" среди общеобразовательных школ Назрановского района заключается в популяризации национального искусства среди юного поколения Республики Ингушетия. В рамках данного проекта планируется обучить войлочному искусству учащихся из общеобразовательных школ Назрановского района от 14 до 18 лет путем проведения обучающих мастер-классов.
Также ученица 11 класса Ведзижева Ася Абдулсаламовна становится финалистом в данной номинации и ученица 9 класса Ажигова Пятимат Хаважевна номинация в номинации «Моя семья. Преемственность и ценности семьи».
В номинации «Волшебные нити родословной», приуроченной к Году семьи четыре участника из Республики Ингушетии той же Плиевской 2 школы становятся Победителями.
Стоит отметить и наставника данных призеров и победителей заместителя директора по воспитательной работе ГБОУ «СОШ№2 с.п.Плиево» Тутаеву Лейлу Захировну, которая стала финалистом в взрослой возрастной категории от 18 лет, а также по итогам конкурсного отбора стала экспертом XXI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия».
Победители и финалисты будут награждены ценными призами от партнеров проекта, дипломами, будет оказана грантовая и информационная поддержка, а также тур в рамках проекта "Больше чем путешествие". Победителей приглашают во Владивосток на награждение в сентябре 2025года.
Напомним, что в прошлом году воспитанники Плиевской 2 школы становились победителями и финалистами данного конкурса. Победитель 20 юбилейного сезона данного конкурса Ажигова Пятимат Хаважевна в номинации «Сказки детей о науке» нынешний финалист в возрастной категории от 14 лет до 18 лет.
«Моя страна – моя Россия» – это конкурс авторских проектов и инициатив, направленных на социально-экономическое развитие сел, малых и больших городов.
Основные организаторы и операторы Конкурса:
АНО «Научно-методический центр развития и сопровождения образовательных и социально-экономических программ и проектов «Моя Страна»
АНО «Россия — страна возможностей»
Общероссийский союз общественных объединений
«Молодежные социально–экономические инициативы»
Конкурс проводится при поддержке:
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Министерства просвещения Российской Федерации
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБУ «Российская академия образования»
Федеральной службы по интеллектуальной собственности
С 2018 года Конкурс проводится при поддержке Фонда «Росконгресс»
Федерального агентства по делам национальностей
Неделя по профилактике терроризма и экстремизма
Обучающиеся ещё раз вспомнили правила поведения во время террористической угрозы, правила поведения с незнакомыми людьми на улице, проверили могут ли учащиеся ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах. Ученики узнали о мерах предосторожности, о том, что может относиться к подозрительным предметам.
Открытый классный час "Миру мир!".
В 7 "а"классе прошел открытый классный час "Миру мир!" в рамках профилактики терроризма и экстремизма.
Цели:
1.Познакомить учащихся со значением слов МИР, ДРУЖБА;
2. Воспитание патриотического чувства у младших школьников;
3. Воспитание сплоченного коллектива в классе с проведения первых совместных мероприятий;
4. Укрепление дружбы среди учащихся при проведении классного часа;
5.Развивать речь, память
Задачи:
- Воспитывать у учащихся патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;
- Учить учащихся заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;
- Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
Классный час прошел под девизом: «Мир без насилия, без тревог и слёз».
Еженедельная линейка учащихся
"Моя страна -моя Россия"
Финалисты XXI сезона конкурса известны!
Подведены итоги заочной экспертизы:
Заместитель директора по ВР Тутаева Лейла Захировна со своим проектом "ЯПАТРИОТ", а также ее наставляемые учащиеся -Рустамова Шахризада Шахин-Кызы ученица 10 класса-проект "Искусство войлока:Вдохновение из Джейраха", Ажигова Пятимат Хаважевна- ученица 9 класса-проект "Семейная Симфония", Ведзижева Ася Абдулсаламовна ученица 11 класса-проект "Сигналы морзе" вышли в финал данного масштабного конкурса.
Поздравляем наших учащихся и их наставника с уверенным выходом в финал и желаем удачи на предстоящей защите!
Напомним, что наша школа принимает активное участие в данном конкурсе с юбилейного сезона и показывают отличные результаты: Ученица 8 класса Ажигова пятимат Хаважевна становилась победителем в детской номинации "Сказки детей о науке", а ученица 11 класса Ведзижева Амина Бекхановна, также становилась финалистом.
Списки финалистов опубликованы на сайте Всероссийского конкурса "Моя страна -моя Россия" в разделе документы: https://moyastrana.ru/dokumenty/
Мероприятие по противодействию экстремизму и терроризму. Духовно-нравственное воспитание молодежи.
19 октября в школе прошло мероприятие по предостережению и недопущению вовлечения молодежи в деятельность террористических и экстремистских организаций с учащимися 8-11 классов.
Мероприятие прошло в рамках круглого стола с участием представителей духовенства Дудургова М.М. и Цолоева Ю.М.
Учитель ОБЖ Даурбеков Хусен Ибрагимович рассказал учащимся о нормах законодательства в
сфере противодействия экстремизму, терроризму и ответственности.
Цель: недопущение проникновения идей терроризма в молодежную среду и организация профилактической и воспитательной работы по недопущению экстремизма и национализма в среде молодежи, духовно-нравственное воспитание. Разъяснение норм законодательства в
сфере противодействия экстремизму, терроризму и ответственности.
Х Всероссийской информационно-агитационная акция «Есть такая профессия Родину защищать»
9 октября 2024 года в 9-11классах СОШ 2 Плиево прошло открытое мероприятие «Есть такая профессия – Родину защищать…».
Мероприятие проводилось в целях воспитания уважения к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, воспитания гражданственности, любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Отечества, сознания увековечения памяти павших героев.
В ходе мероприятия учитель показал мастер-класс по сборке и разбору автомата.
В конце мероприятия ребята пришли к выводу, что военный – профессия героическая, уважаемая и нужная!
Всероссийский конкурс "Моя страна-моя Россия" 2024
Количество ремесленников в республике значительно уменьшается, так же уменьшается количество видов ремесел, заметно снижается качество ремесленной продукции. Практически не развивается техника валяния и забывается ингушский национальный орнамент. Данный проект актуален тем, что его программа состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к войлочному ремеслу, традициям, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.
Целью данного проекта является создание условий для самореализации ребенка в творчестве, знаний и интереса к истории войлочного ремесла, к разнообразию стилей войлочного ремесла, художественного вкуса, умение работать в коллективе сверстников.
Проведение мастер-классов среди школьников, оценить знания и умения, полученные на занятиях с детьми, можно с помощью выставок и конкурсов творческих работ обучающихся. Обсуждение выставочных работ способствует эстетическому развитию личности школьников, их самоутверждению. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: занятие, сочетающее в себе объяснение и практическую часть, консультация, самостоятельное изготовление конкретного изделия. Каждое занятие оснащается ручными инструментами и образцами работ. Используется наглядность, книги, видеоматериалы.
Проект реализуется квалифицированной командой имеющий богатый опыт в проведении схожих меропряитий.
Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия»
Проект, представленный на Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия», ученицы 11 класса Ведзижевой Аси Абдулсаламовны "Районный интеллектуальный турнир по патриотке "Сигналы морзе". Проект «Сигналы морзе» направлен на повышение чувства патриотизма молодежи и стимулирование познавательного интереса через участие в интеллектуальном турнире по патриотке. В рамках реализации проекта планируется проведение 10 интеллектуальных игр с участием 30 школ Назрановского района - на знание исторических военных фактах о Российской Федерации.
Каждая интеллектуальная игра содержит 40-50 вопросов, которые представляют историю ВОВ в разнообразных форматах (аудио-, видео-, фотофрагменты, текстовые вопросы на логику и эрудицию, сопоставление событий, личностей, дат и географии, литературные отрывки и музыкальные эпизоды).
Интеллектуальный турнир о патриотизме выступит альтернативой негативным явлениям, стимулируя интерес молодежи к историко-культурному наследию России и Республики Ингушетия, создавая условия для повышения интеллектуальной и физической активности, творческих способностей и социальной ответственности молодежи, развивает коммуникативные навыки и умение работать в команде, способствует профилактике негативных проявлений.
Проект реализуется квалифицированной командой, имеющий богатый опыт проведения схожих мероприятий.
В рамках реализации проекта заключено соглашение с Коммолодежи Ингушетии на предмет оказания организационной и консультативной помощи,
Региональный ресурсный центр «Навигаторы детства»-вовлечение учащихся для участия в интеллектуальном турнире через советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Назрановского района Республики Ингушетия, а также трансферные расходы до места проведения мероприятия и обратно.
Ресурсный центр добровольчества Республики Ингушетия-консультативная и информационная поддержка,
ГБУ «Молодой Патриот»- организационная, методическая и информационная поддержка.
Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия»
«Моя страна – моя Россия» — всероссийский конкурс для инициативных жителей страны, которые заботятся о настоящем и будущем своего региона, готовы предложить идеи и реализовать проекты, направленные на улучшение качества жизни и решение социально-экономических проблем.
Во всех номинациях могут принять участие молодые люди от 14 до 35 лет, люди старше 35 лет — в номинациях: «Моя педагогическая инициатива» и «Моя семья: преемственность, ценности и смыслы». Для детей до 14 лет в 2024 году предусмотрена специальная номинация «Волшебные нити родословной».
В 2024 году Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия» пройдет в 13 номинациях, охватывающих почти весь спектр вопросов социально-экономического развития российских территорий. Основная тематическая линия нового сезона — укрепление семейных ценностей, традиций и исторической памяти поколений.
Победители получают денежные премии, стажировки, возможность трудоустройства в партнерских организациях, участия в мероприятиях на площадках федерального масштаба. Также победители получают сертификат на туристическую поездку по программе «Больше, чем путешествие».
Для финалистов и победителей предусмотрена информационная поддержка проектов на региональном и федеральном уровнях, возможность участия в образовательных форумах и программах, которые развивают личные и профессиональные навыки.
Поддержка авторских проектов не ограничивается одним сезоном. В 2016 году была учреждена Ассоциация выпускников Конкурса, в рамках которой инициативные граждане продолжают взаимодействие с Конкурсом и получают поддержку, обмениваются успешным опытом и реализуют новые совместные проекты. Так идеи участников зачастую находят применение сразу в нескольких регионах Российской Федерации.
Конкурс дает старт амбициозным проектам, объединяет участников, помогает найти единомышленников и начать работу в дружном сообществе.
В 2024 году конкурсу «Моя страна – моя Россия» исполнился 21 год. Более двух десятилетий своего существования проект получил широкое тиражирование в регионах страны среди молодежи, а также нашел поддержку органов государственной власти, местного самоуправления и экспертного сообщества.
По итогам заявочной кампании 2023 года участниками стали 101 902 человека из всех субъектов Российской Федерации.
В 2019 году проект вошел в платформу «Россия — страна возможностей». Авторы идеи конкурса «Моя страна – моя Россия» — молодые люди из Рязани, Архангельска, Новосибирска, Коломны, Москвы и Калининграда, участники I Всероссийского семинар-совещания по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации (Рязань, 2003 год).
Конкурс реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия»
Республиканский патриотический фестиваль детско-юношеского творчества «ЯПатриот» среди общеобразовательных учреждений Республики Ингушетия
Именно так называется проект Тутаевой Лейлы Захировны, заместителя директора по ВР ГБОУ "СОШ№2 с.п.Плиево", представленный на Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия». Проект «ЯПатриот» направлен на повышение чувства патриотизма у подрастающего поколения на примерах героизма в истории современной России, любви к своей Отчизне, верности Родине, сохранении памяти о воинах, погибших при защите Отечества; выявление одаренных детей и молодежи, и стимулирование познавательного интереса через участие в фестивале, в рамках которого запланированы творческие конкурсы:
1) конкурс изобразительного творчества;
2) конкурс литературного творчества;
3) конкурс музыкального творчества;
4) конкурс хореографического творчества;
5) конкурс сценического творчества.
Фестиваль продлится один день.
Главные темы фестиваля: героизм в истории современной России, любовь к своей Отчизне и верность Родине, мужество и сила духа россиян.
В фестивале примут участие учащиеся общеобразовательных организаций республики в возрасте от 7 до 17 лет включительно, как индивидуально, так и коллективно.
Патриотический фестиваль выступит альтернативой негативным явлениям, стимулируя интерес молодежи к историко-культурному наследию России и Республики Ингушетия, создавая условия для повышения физической активности, творческих способностей и социальной ответственности молодежи, развития коммуникативных навыков и умения работать в команде, способствует профилактике негативных проявлений. Проект реализуется квалифицированной командой, имеющий богатый опыт проведения схожих мероприятий.
Актуальность проекта подтверждается тем, что в реалиях проведения специальной военной операции подрастающее поколение слабо знакомо с новыми героями РФ, путём проведения республиканского фестиваля «ЯПатриот» направленной на знание современной истории нашей страны и имена героев отечества, удастся повысить интерес учащихся к новой истории страны и интерес к героическим личностям СВО.
Реализация данного проекта позволит зажечь интерес школьников к общественной и волонтёрской деятельности, повысит соревновательный дух и интерес к творческим конкурсам.
Федеральный закон от 25.12.2023 № 685-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
6) дополнить пунктом 1 следующего содержания: формировать в процессе осуществления педагогической деятельности у обучающихся чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества подвидам Героев Отечества, закону правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимному уважению, бережное отношение культурному наследию традициям многонационального народа Российской Федерации;»
В рамках реализации проекта заключено соглашение с Коммолодежи Ингушетии на предмет оказания организационной и консультативной помощи. С ресурсным центром Навигаторов детства, который окажет содействие в вовлечении учащихся для участия в фестивале, привлечение советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями для помощи в организации фестиваля, а также предоставление трансферных услуг для организаторов фестиваля в ходе реализации проектной активности.
Введение новых предметов Основы безопасности и защиты родины ОБЗР и труд (технология)
С 1 сентября 2024 года в общеобразовательных организациях Российской Федерации будут введены 2 учебных предмета: "Основы безопасности и защиты Родины" и "Труд (технология)".
Введение предмета "Труд (технология)"
С 1 сентября 2024 года в школьном расписании начальной и основной школы появится новый предмет "Труд (технология)". Урок, который заменит существующий предмет "Технология". В рамках нового предмета в начальной школе будет отведено 135 часов обучения, что составляет 34 часа в год для каждого класса от первого до четвёртого. Уроки будут проводиться один раз в неделю. Программа начального общего образования включает несколько модулей, общих для каждого года обучения. Это "Технологии, профессии и производства", "Технологии ручной обработки материалов", "Конструирование и моделирование" и "Информационно-коммуникативные технологии". На уроках труда школьники будут заниматься с различными материалами, такими как бумага, картон, ткани, природные материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они будут учиться основам слесарного дела, кройке, шитью и другим навыкам ручной работы.
Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия»
Работа Плиева Идриса Джабраиловича ученика 7 а класса, представленная во Всероссийском конкурсе "Моя страна -моя Россия"
"Мойдодыр".
Жили-были мама, папа, сынок Идрис и дочка София . Семья как семья, каких много. В выходной день мама готовила вкусные пироги, и вся семья пила чай с пирогами и вареньем.
Дети у мамы и папы были хорошими, но не очень аккуратными. А ещё они не любили складывать вещи на место. Разбросают игрушки, раскидают книжки – а мама убирает за ними.
Но вот однажды дети играли в большую игру и устроили страшный кавардак. После игры папа попросил все вещи разложить по местам и ушёл в дальнюю комнату. Но дети его не послушались. Мама, расстроенная, отправилась на кухню.
Дети остались в своей комнате одни. И вдруг… Книжка, валяющаяся на полу зашевелилась, и из неё выскочил… самый настоящий Мойдодыр. Увидев непричёсанных Идриса и Сафию , а также раскиданные игрушки и книжки, он страшно разозлился и сказал, что если дети не приведут себя в порядок и не приберут игрушки, то он отправит их или в Страну Грязнуль или в Страну Разбросанных Игрушек.
Дети испугались и сделали всё, что сказал им Мойдодыр. Они не хотели отправляться в неведомые страны, им нравилось жить дома, с мамой и папой.
— А если я ещё раз увижу непорядок, — сказал Мойдодыр, — то пожалуюсь своим подданным, а они научат вас следить за чистотой!
С тех пор Идрис и Сафия ходили аккуратными и поддерживали в доме порядок.
А как мама и папа были довольны!
Россия - мои горизонты
26 сентября в нашей школе состоялось очередное занятие курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», посвященное теме «Россия аграрная: растениеводство и садоводство».
В ходе занятия ребята узнали, что значит быть аграрным государством, и познакомились с людьми, которые трудятся в различных отраслях сельского хозяйства. Они обсудили, насколько важны растениеводство и садоводство для экономики нашей страны и для каждого из нас.
Дети познакомились с разнообразными профессиями, связанными с сельским хозяйством, а также сыграли в увлекательные игры и посмотрели познавательные видеоролики. Эти занятия открыли им много нового. Кроме того, они выяснили, какие школьные предметы имеют отношение к аграрной сфере и куда можно поступить тем, кому это интересно.
Сегодня обучающиеся по-новому взглянули на профессии в области растениеводства и садоводства. Они узнали о людях, которые там работают, обсудили, какие интересы, способности и знания необходимы для этого, а также поговорили о крупных аграрных предприятиях.
В целом, ребята поняли, насколько важны и нужны эти отрасли не только для нашей страны, но и для всего мира. Старшеклассники узнали, в каких вузах можно получить лучшее аграрное образование.
«Разговоры о важном» на тему: «Путь зерна»
Путь зерна от посева до выпекания хлеба – это сложный процесс, включающий труд многих людей. В маленьком кусочке хлеба большая работа многих людей. Поэтому необходимо ценить хлеб, проявлять уважение к народным традициям, связанным с хлебом.
Путь зерна от посева до выпекания хлеба – это сложный процесс, включающий труд многих людей. В маленьком кусочке хлеба большая работа многих людей. Поэтому необходимо ценить хлеб, проявлять уважение к народным традициям, связанным с хлебом.
23 сентября в нашей школе прошло новое занятие курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на тему: «Путь зерна». Мероприятие посвящено формированию у обучающихся знаний о процессе выращивания зерновых изделий, знакомству школьников с деятельностью агропромышленного комплекса (АПК) России, воспитание уважительного отношения к хлебу, к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.
Россия - мои горизонты
19 сентября 2024 года в нашей школе прошли профориентационные занятия «Россия – мои горизонты» по теме «Познаю себя».
Занятия были посвящены умению и готовности обучающихся совершить профессиональный выбор. С обучающимися обсудили тему выбора, с которым они сталкиваются в повседневной жизни. Легко ли делать выбор и принимать решение? А если речь идёт о профессии и о профессиональном будущем? Как этот выбор будет проходить там?
Ребята пришли к выводу, что к принятию такого решения нужно подходить более взвешенно и тщательно всё продумывать. Чтобы помочь ответить на эти вопросы, ребятам предложили пройти диагностику, по результатам которой обучающиеся смогут узнать о том, насколько они готовы к выбору профессии, и как можно себе в этом помочь.
#РоссияМоиГоризонты
#БилетвБудущее
Урок мира ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом
Цель: Показать обучающимся на примерах событий в мире, что такое терроризм, каковы его последствия, какие возможные способы защиты от него существуют;
2. Показать на примерах реального трагического события в Беслане, что такое взаимопомощь, героизм, патриотизм, бдительность.
3. Воспитывать стойкость характера, чувство сострадания.
Классный час "Нет-терроризму!"
Классный час, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом.
Среди всех сентябрьских праздников – это трагическая дата. 3 сентября – одна из памятных дат в России, которая носит название День солидарности в борьбе с терроризмом.
Цель: сформировать у обучающихся представление о терроризме
Задачи: 1. Акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления
бдительности с целью профилактики совершения террористических актов.
2. Содействовать формированию толерантности и профилактики
межнациональной розни и нетерпимости.
3. Содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на
примере Беслана).
4. Ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях
теракта (памятка каждому обучающемуся).
Скоро экзамены, и вы переживаете всей семьей за успехи ребенка?
ОГЭ, ЕГЭ, ВПР - эти аббревиатуры пугают и родителей, и школьников.
Именно в этот момент ваша поддержка нужна ребенку больше, чем когда-либо. Стресс, связанный с контрольными и экзаменами, огромен, и родителям важно быть рядом физически и морально ????
Один из способов помочь ребенку преодолеть стресс - правильное питание. Убедитесь, что ваше чадо получает полноценное и сбалансированное питание, богатое витаминами и минералами.
Чем разнообразить рацион, чтобы оказать ощутимую поддержку организму и стимулировать умственную деятельность?
Как помогает физическая активность в успешной сдаче экзаменов?
Узнайте ответы на эти и другие вопросы в специальном материале, разработанном Министерством образования совместно со Всероссийским социальным проектом “Здоровое поколение” в рамках Года Семьи.
Вместе вы преодолеете любые трудности и добьетесь успеха на экзаменах! ?
#здоровоепоколениеупдн
Предоставление льготного горячего питания детям участников СВО, обучающимся в 5—11-х классах
Предоставление льготного горячего питания детям участников СВО, обучающимся в 5—11-х классах.
Для участников СВО и их семей разработали единый стандарт мер поддержки. Одной их мер является: "Предоставление льготного горячего питания детям участников СВО, обучающимся в 5—11-х классах».
Для обеспечения бесплатным питанием необходимо представление родителем (законным представителем) по месту обучения следующих документов:
заявления о предоставлении бесплатного питания
справки или иного документа, подтверждающего отнесение одного из родителей (законного представителя) к категории участников СВО
К участникам специальной военной операции относятся:
граждане, имеющие статус военнослужащего в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", принимающие (принимавшие) участие в СВО;
граждане, пребывавшие в запасе и изъявившие желание принять участие в специальной военной операции в составе добровольческих отрядов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и Украины;
лица, имеющие специальное звание полиции, проходящие военную службу (службу) в подразделениях Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, принимающие (принимавшие) участие в СВО;
лица, призванные на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации";
военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту и участвующие в СВО;
граждане Российской Федерации, получившие инвалидность 1 и 2 групп вследствие ранения (контузии, увечья), полученного при участии в СВО;
погибшие (умершие) из числа граждан Российской Федерации, принимающих участии в СВО.